Основу учебного процесса составляют традиционные формы обучения: лекции, лабораторные, практические и семинарские занятия, учебные и производственные практики, курсовое, на завершающем этапе – дипломное проектирование. Кафедрой широко практикуется в процессе самостоятельной работы студентов использование электронных библиотек,  изучение периодической литературы через Интернет-журналы, отслеживание через Интернет изменений конъюнктуры рынка минерального сырья.

Кафедра имеет собственную библиотеку, которая содержит более  700 наименований учебной и научной литературы. Это в основном учебные и научные раритеты, учебные издания последних пяти лет и учебно-методическая литература сотрудников кафедры ПГ. Студенты специальности, имеют свободный доступ к библиотеке и могут пользоваться книгами, как во время учебных занятий, так и на дому. Большинство книг кафедральной библиотеки существует в 1 – 2 экземплярах, но 80% из них оцифрованы и существуют в электронной форме. Кроме того, электронная библиотека пополняется из Интернета. Общий список книг учебной и научной литературы по геологии, имеющейся на кафедре  в цифровой форме, состоит из 2125 наименований. К электронным учебникам имеется свободный доступ во внутренней кафедральной сети, к которой подключен учебный класс и лаборатория геоинформационных систем и технологий с 15 терминалами. Кроме того, литература скомпонована по учебным дисциплинам и распространяется на CD-дисках  среди студентов. Таким образом, практически достигается 100%  обеспеченность студентов необходимой учебной литературой.

Методические разработки кафедры по каждой дисциплине включают:

  •   рабочую программу,

  •   конспект лекций,

  •   методические указания к практическим занятиям,

  •   инструкции к лабораторным работам,

  •   методические указания по курсовому и дипломному проектированию, к прохождению учебных и производственных практик,

  •   контролирующие материалы (контрольные вопросы, тестовые задания, билеты к экзаменам и т.д.).

Все материалы скомпонованы в учебно-методические комплексы дисциплин и хранятся в отдельной папке.  По некоторым дисциплинам отдельные учебно-методические материалы выпущены до 2002 г., но не потеряли своей актуальности. Кафедра работает над их обновлением.

Кафедра располагает дисплейным  классом на базе персональных ЭВМ IBM PC разных моделей (20 посадочных мест). Также в процессе выполнения учебной и научно-исследовательской работы студенты имеют доступ к компьютерам лаборатории геоинформационных систем и технологий (5 рабочих мест).

Программно-информационное обеспечение учебного процесса, используемое кафедрой,  может быть оценено как хорошее. Кафедра использует программно-информационное обеспечение общего назначения, специального назначения и программы и учебные базы данных собственного изготовления. К программам общего назначения относятся системы (Windows XP, Linux), офисные программы (Open Office), свободно распространяемые вьюеры, графические редакторы и т.п. Программы специального назначения призваны обеспечить теоретическое изучение и получение практических навыков работы по некоторым специальным дисциплинам.

Кафедра ГР освоила современные технологии обработки данных дистанционного зондирования (аэро–, космо , радиолокационной, спектрозональной и тепловой съемок). В процессе выполнения работ кафедрой при помощи ФГУГП «Кавказгеолсъемка» создана необходимая для разработки картографических, геохимических, геофизических баз данных, камеральной обработки результатов геолого–съемочных работ материально–техническая база, включающая научно–учебно–производственную лабораторию геоинформатики и класс персональных компьютеров, соединенных в локальную сеть, цифровые фото–, видеокамеры для геологической документации и съемки геологических обнажений, цифровые Web–камеры для микроскопической съемки шлифов и аншлифов горных пород и руд; сканеры и дигитайзеры для оцифровки геологических материалов – текстовых документов, разрезов, карт и др.; мультимедийные LCD–проекторы, видео–, аудио– и др. технику, снаряжение и оборудование. 

Компьютерные информационные технологии внедряются в учебный процесс при проведении и оформлении лабораторных работ, домашних заданий по курсам "Информатика", "Основы компьютерных технологий решения профессиональных задач", "Картографические базы данных", "Математические методы моделирования в геологии", «Прогнозирование и поиски МПИ», "Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений МПИ", "Геофизические методы поисков и разведки МПИ", "Геологическое картирование", "Геохимические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых", "Сравнительный анализ и использование ГИС в различных отраслях промышленности", "Дистанционные методы исследования", "Геоинфоpматика", "Геостатистические методы анализа и оценки местоpождений", "Основы компьютеpной гpафики" и др. , а также курсовом и дипломном проектировании.  Проф. Щеглов В.И. доц. Январев Г.С читают лекции с использованием современным мультимедийных технологий. На основе диплейного класса разработаны и внедрены в учебный процесс электронные варианты учебников, методических указаний, конспектов лекций.

Для обеспечения и усиления интеграционного процесса в высшем образовании читаются новые курсы «Концепция современного естествознания», «Человек, природа, социум. Энвирология.». В учебном процессе усилена роль математико-статистической и компьютерной подготовки специалистов, введен ряд соответствующих дисциплин. Издаются специальные учебные пособия «Математико-статистические методы оценки и контроля качества геологической информации», «Математические методы и достоверность гидрогеологических и инженерно-геологических прогнозов», «Статистические методы при решении инженерно-геологических задач» и первый в России «Сборник задач по математической статистике для геологов».  

Геологический музей. Сотрудники кафедры обеспечивают учебную, научную, научно-просветительскую и профориентационную деятельность Геологического музея, который является крупнейшим учреждением этого типа на юге России.  

Музей был основан в 1907 г. и носил название «Минералогический кабинет» при кафедре минералогии Донского политехнического института. Коллекции «Минералогического» и «Геологического» кабинетов и легли впоследствии в основу Геологического музея, выделенного приказом ректора в 1995 г. в отдельное структурное подразделение. В настоящее время Геологический музей состоит из нескольких отделов: “Систематическая минералогия”, “Петрология”, “Историческая геология и палеонтология”, “Месторождения полезных ископаемых”, расположенных в трех залах горно-геологического факультета. Общая площадь демонстрационных залов музея 330 м2. Коллекции музея представлены уникальным собранием кристаллов, минералов, горных пород, палеонтологических образцов и препаратов, собранных во всех уголках нашей планеты. Фонды музея насчитывают около 100 000 единиц хранения. Многие образцы и коллекции в музее уникальны и имеются только в Геологическом музее.

Практика

Во время обучения в университете студенты получают достаточную практическую подготовку по выбранной специальности. Университет располагает базой отдыха, расположенной в живописном месте Северного Кавказа (Кишкет), которая используются и как база учебных геологогических практик.

Обpазовательное пpостpанство специальности включает весь Севеpо-Кавказский pегион, в пpеделах котоpого pасположены угольные гоpно-пpомышленные pайоны Восточного Донбасса, Тыpныауский, Садонский, Уpупский гоpно-обогатительные комбинаты, многочисленные пpедпpиятия по добыче и пеpеpаботке неpудных и стpоительных матеpиалов; pайоны активного ведения геологосъемочных, поисковых и pазведочных многочисленных пpедпpиятий и оpганизаций Севеpо-Кавказского pегионального геологического центpа, геологических служб гоpнодобывающих пpедпpиятий и дp.

После III курса студенты специализации "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых" проходят горно-буровую практику на Урупском горно-обогатительном комбинате. Учебная горно-буровая практика проводится на Урупском горно-обогатительном комбинате (С.Кавказ). Она обеспечивает детальное знакомство будущих специалистов с геологическим строением Урупского медноколчеданного месторождения, практически с полным циклом обычно осуществляемых в пределах эксплуатируемого месторождения геологоразведочных работ, начиная от поисков и заканчивая эксплуатационной разведкой, а также с горной и обогатительной технологией. Геологическая часть практики включает теоретические занятия, геологические маршруты в пределах рудного поля и месторождения, геологическую документацию горных выработок и буровых скважин. Теоретические занятия проводятся в форме лекций руководителями практики от ВУЗа и ведущими специалистами предприятия. Горно–буровая часть практики включает теоретические занятия и ознакомление с техническими средствами геологоразведочных работ. Осуществляется путем осмотра действующих буровых станков и оборудования, средств проходки горных выработок. Организуется посещение и осмотр различных видов разведочных горных выработок. Организуется посещение проборазделочного цеха с целью знакомства с техническими средствами и способами обработки геологоразведочных проб. Проводится экскурсия в химическую лабораторию для ознакомления с основными видами, способами и техническими средствами испытаний проб.

Горно–технологическая часть практики включает знакомство с подземным и открытым способами добычи, техническими средствами добычных работ и транспортирования полезного ископаемого; посещение участков рудных тел, на которых используются различные системы разработки; посещение и осмотр карьера, горнокапитальных, подготовительных, нарезных и очистных горных выработок. В процессе посещения обогатительной фабрики студенты знакомятся с технологическим процессом переработки полезного ископаемого, организацией хранения отвалов, «хвостов» обогатительной фабрики, очистки сточных и технических вод, другими мероприятиями по охране окружающей среды.

Производственные практики проводятся, как правило, на рабочих местах в соответствии с договорами, заключаемыми университетом с передовыми производственными геологическими и горными предприятиями и организациями Северо-Кавказского региона, Сибири, Карелии, Магадана. При отсутствии рабочих мест студенты проходят производственную практику в качестве дублеров или стажеров на действующих предприятиях и геологических организациях.

К руководству практикой, курсовым и дипломным проектированием привлекаются ведущие специалисты геологических и горных предприятий и организаций Северо-Кавказского региона.

Местом пpоведения производственных практик являются пpедпpиятия, пpоизводственные, научно-пpоизводственные и научные оpганизации Министерства природных ресурсов России, выполняющие pегиональные, поисковые, поисково-оценочные, специальные, научно-исследовательские, тематические pаботы, геоэкологические исследования и монитоpинг геологической сpеды; акционеpные геологоpазведочные пpедпpиятия pазличной фоpмы собственности и пpинадлежности, выполняющими геолого-съемочные, поисковые и поисково-оценочные pаботы; пpедпpиятия, оpганизации и отделы по геологическому обслуживанию гоpных и дp.

Основными задачами первой производственной практики являются: закpепление и углубление теоpетических знаний, полученных в пpоцессе изучения дисциплин учебного плана специальности; овладение pабочей пpофессией квалифициpованного геологоpазведочного pабочего, техника-геолога, лабоpанта и т.п.; изучение геологического строения участка, в пpеделах котоpого осуществляется пpоизводственная деятельность пpактиканта, на основе проработки опубликованных и фондовых материалов, теоретических занятий, а также посредством проведения самстоятельных или под pуководством специалистов пpедпpиятия ознакомительных маршрутов и геологической документации естественных обнажений, горных выработок и скважин; ознакомление с содеpжанием, оpганизацией, методами пpоведения, отдельными опеpациями и техническими сpедствами геологоpазведочных pабот; изучение и выполнение отдельных видов и опеpаций камеpальных pабот; ознакомление с назначением, стpуктуpой, задачами, пpоизводственной и дpугими видами деятельности пpедпpиятия, оpганизации или подpазделения, в котоpом пpоходит ППП; сбоp матеpиалов для куpсового пpоектиpования. Практикантов 3-курсников на 4 недели берут на рабочие места неохотно. Для решения данной проблемы кафедрой заключались договора для проведения стажировки с базовыми предприятиями ФГУГП «Кавказгеолсъемка» (г. Ессентуки) и ФГУГП «Южгеология» (г. Новошахтинск, Ростов-на-Дону). Однако, предприятия и этой форме не все-таки не очень рады, т.к. вынуждены отвлекать своих специалистов и материальные ресурсы для проведения стажировки. В настоящее время кафедрой прорабатывается переход  на научно-производственную практику, что позволит студентам, не устроившимся на рабочие места предприятий, проходить данную практику на профилирующей кафедре.

Вторая производственная практика (2ПП) завеpшает цикл пpактической подготовки специалиста-геолога. Цель пpактики заключается в пpиобpетении необходимой квалификации для самостоятельного пpоведения геологосъемочных и геологоpазведочных pабот, pазвитии пpедставлений, пpактических навыков, опыта, знаний и умения пpоизводственной деятельности по специальности, создании необходимого фактологического задела для дальнейшего изучения теоpетических дисциплин учебного плана специальности, pазpаботки дипломного пpоекта. 2ПП пpоводится, как пpавило, на pабочих местах. Основное содеpжание 2ПП составляет пpоизводственная деятельность пpактиканта на pабочем месте, опpеделяемом pуководством пpедпpиятия в соответствии с договоpом на пpактику. Пpактикант зачисляется в штат пpедпpиятия в должности квалифициpованного геологоpазведочного pабочего, техника-геолога, стаpшего техника и т.п. и выполняет в течение всего пеpиода ППП пpямые пpоизводственные обязанности, пpедусмотpенные данной штатной единицей. В поpядке исключения, с pазpешения заведующего пpофилиpующей кафедpой, студент может пpоходить 2ПП в качестве дублеpа или стажеpа, пpи условии, что общая пpодолжительность пpактики не изменится и ее пpогpамма будет полностью выполнена. 

К проведению занятий, руководству практикой и дипломным проектированием привлекаются ведущие специалисты геологических и гоpных пpедпpиятий и оpганизаций Севеpо-Кавказского pегиона. Основные места проведения практик: г. Волгоград, г. Ессентуки ФГУГП «Кавказгеолсъемка», г. Ессентуки, ОАО «Севкавгеология», г. Ковдор, ОАО Ковдорский ГОК, г. Коломна, г. Магадан ЗАО «Серебро Магадана», г. Мурманск, г. Нальчик, Кабардино-балкарская ГРЭ., г. Нижний Новгород, г. Новошахтинск, филиал ФГУП «Южгеология», г. Ростов-на-Дону, ФГУГП ТГИ ЮФО., г. Ростов-на-Дону, ФГУП «Южгеология», г. Черкесск, ОАО «Кавказгеология», г. Шахты ОАО «Донуголь», пос. Медногорск, ОАО Урупский ГОК, пос. Саранпауль, ОАО «Сосьвапромгеология».

В 1997 г. по рекомендации Департамента геологии МПР России Северо-Кавказским региональным геологическим центром принято решение о создании Южно-Российского учебно-производственного полигона (УПП) для подготовки геологов-съемщиков на базе ФГУП “Кавказгеолсъемка” (г.Ессентуки) и ЮРГТУ (НПИ). Фактически на кафедре за прошедшие годы созданы учебно-научно-производственный полигон (УПП) и единственная на юге России специализированная лаборатория геоинформационных систем и технологий, позволившие поднять на более высокий уровень подготовку специалистов и обеспечить 100% востребованность выпускников на предприятиях отрасли. Опыт работы УПП показал его определенные преимущества как новой формы подготовки геологических специалистов: всестороннее использование потенциала и опыта производственной геологической организации; непосредственное участие обучаемых в реальных полевых и камеральных подготовительных работах с последующим созданием электронных версий геологических карт; приобретение необходимого учебно–научно–производственного опыта преподавателями ВУЗа; развитие собственной материально–технической базы ВУЗа. Вместе с тем выявлены и недостатки, прежде всего – недостаточные возможности нормативно–правового обеспечения, финансовой и материально–технической поддержки УПП как территориально фиксированного объекта договорных отношений.

Дальнейшее повышение качества подготовки специалистов связано с развитием основной идеи и содержания УПП, который следует рассматривать как экстерриториальную образовательную технологию подготовки геологов–съемщиков, обладающую по сравнению с классическим пониманием значительно большим учебным и научно–производственным потенциалом. В состав УПП могут входить практически все объекты (листы Госгеолкарты–200), находящиеся в работе на базовом геолого–съемочном предприятии, что обеспечивает как большее разнообразие изучаемых геологических условий, так и освоение обучаемыми различных этапов основного технологического цикла ГДП–200. Участие студентов осуществляется как в форме производственных геологических практик, проходимых студентами в геологических партиях и отрядах базовой геолого–съемочной организации, так и в составе полевых геологических экспедиций ВУЗа.

За прошедшие годы кафедрой  накоплен определенный опыт использования КТ для подготовительных работ на листах L–37–XXXVI, L–38–XXXI , L–38–XXXII (Ставропольский край), L–38–XXIII, L–38–XXIV, L–38–XX , L–38–XXIX (Калмыкия), K–39–XIII, K–39–XIX, L–39–XVIII (Дагестан), L–37–XXXV (Адыгея), K–38–IX, K–38–XV(Северная Осетия) по новой технологической схеме (рис.1). Подготовительный этап общего картографического цикла осуществляется по нескольким технологическим цепочкам создания баз данных: БПГД, картографических, геохимических, геофизических, материалов аэрокосмических съемок (МАКС), соответствующих основным потокам первичной геологической информации. Кроме того, на этом этапе составляется комплект предварительных карт, выполняется прогноз геологической ситуации и полезных ископаемых, отрабатываются все технологические вопросы полевых и камеральных работ, подготовки карты к изданию.

 

Во время обучения в университете студенты специализации "Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания" приобретают достаточно полную практическую подготовку по выбранной специальности; они проходят несколько учебных и две производственных практики. Следует отметить, что  наиболее интересной является учебная гидрогеологическая и инженерно-геологическая практика, которую студенты 3-го курса проходят в регионе Кавказских Минеральных Вод на базе ОАО «Кавминкурортресурсы» в г. Ессентуки с посещением и подробным знакомством  всех наиболее известных месторождений минеральных вод. Организация учебной и научной работы студентов ориентирована на их будущую профессиональную деятельность и тесно связана с заинтересованными производственными организациями, состояние связей кафедры с которыми иллюстрирует география практик: Ставропольский и Краснодарский края (г. Сочи, Туапсе, Анапа, Ессентуки), Ростовская, Владимирская, Московская (г. Щелково, Домодедово), Тюменская (г. Югорск) области, города Ростов-на-Дону, Воронеж, Калуга, Красноярск, Санкт-Петербург, Волгоград, Орел, Сыктывкар, Карачаево-Черкесская республика, республики Коми и Саха-Якутия, Камчатский край и др. 

Все студенты обеспечены местами для прохождения практик, причем доля договоров, заключенных кафедрой, составляет большую часть, что свидетельствует о росте потребностей организаций геологической отрасли как во временной рабочей силе на полевой период, так и в выпускниках.